Сегодня наиважнейшей проблемой, с которой часто сталкивается бюджет РФ, конечно, продолжает оставаться теневой оборот денежных средств. Только на период 2020 года, а именно на период начала пандемии в России нелегальный оборот мебели от общего рынка повысился примерно на 20%. И здесь крупные игроки рынка рассчитывают на то, что будет усиливаться контроль в данном направлении со стороны контролирующих органов.
Поэтому с целью противостоять нелегальному обороту создается специальная профильная комиссия при Минпромторге. В данном случае важно понимать, что в результате стремительного развития теневой схемы производства начинает провоцировать заметное снижение доходов, в результате этого потребители начали изыскивать бюджетные варианты продукции.
В свою очередь специалисты начали сходиться во мнении, что с появившейся проблемой можно бороться эффективно исключительно введением маркировки и сертификации производимой продукции. И для достижения результата в России создается специальная группа основной задачей, которой будет координация проведения проверок и выявление фактов незаконного изготовления мебели. Именно с подобной инициативой выступила ассоциация мебельных и деревообрабатывающих предприятий Российской Федерации.
Ассоциацией были предоставлены данные полученные в ходе проверок, где видно, что наибольший процент, а это 40% нелегального рынка приходится на сегмент производства мягкой и корпусной мебели. Конечно, эта цифра рассматривается как оценочная, в расчет берется объем использования в мебельном производстве древесноволокнистых и древесностружечных плит. Но все же этот вопрос оставлять открытым не будут, и ему обязательно будет уделено достойное внимание.
И еще одним актуальным вопросом продолжает оставаться недостаток сырья для производства. Многие крупные производители полагают, что материалы реализуют заграницу, но в действительности подобное не происходит, его покупают дилеры, которые в дальнейшем организовывают поставки на теневые предприятия, которые в бюджет РФ не платят налоги.
Роман Ершов (Askona Life Group) отметил, что около 30% от всех производителей это некрупные фабрики, и как правило работают они нелегально, то есть налоги не платят. При этом Александр Шестаков, который является генеральным директором «Первая мебельная фабрика» добавил, что теневые игроки оказывают реальное давление, на легальный бизнес, создавая для них конкуренцию.
Тимур Иртуганов глава АМДПР отмечает, что стремительное развитие теневого мебельного производства легко объясняется снижением доходов населения, которые вынуждены искать недорогие товары. В связи с этим компании, которые работают нелегально, могут получать прибыль в 35-40%, в то время как официально работающие фабрики зарабатывают 2-4%.
Однако в ассоциации полагают, что на продавцов здесь ответственность не стоит перекладывать. Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» полагает, что даже имеющихся инструментов для борьбы с теневым бизнесом вполне будет достаточно. Но одновременно будет актуальным многократно повышать контроль относительно поставляемой на рынок контрафактной продукции и делать это наиболее результативно можно будет путем внедрения систем маркировки и сертификации. И здесь операторы системы маркировки (ЦАПТ) к проведению мероприятий полностью готовы, если будет приниматься подобное решение правительством совместно с отраслью.